Переезжая на землю, создавая своё новое эко (будь то дом в деревне, хутор, поместье или экопоселение) люди встречаются в числе множества других с вопросом о животных. Вопрос этот оказывается порой столь сложным, что решается кардинально: «никого не заводить». Так анастасиевцы частенько разрешают непреодолимое противоречие между сказочным дружным сожительством и взаимной заботой, описанными в книгах и мечтах, и тем, что кошки ловят птиц, собаки душат кошек и козлят, лошади жуют посадки… И потом вопрос за вопросом, особенно у вегетарианцев. А начнут умирать? А начнут плодиться?…
Блаженны Уверенные, те, кто, не сомневаясь, кастрирует, дрессирует, прививает, купирует… и считает, что то, что их кот прожил 20 лет – подтверждает их правоту… (Подтверждают они её в основном сами, тщательно отгораживаясь от очевидного).
Как бы не хотел Жан Жак, мы не можем «назад к природе». Мы можем только вперед. А значит — экспериментировать. Над собой кто нам запретит? Разве что родители поворчат. Да свои сомнения ночные…. Над детьми? Труднее. Но это неотъемлемое и первейшее право родителей, отстоим. И уверенности у нас тут запас. Растения? Ну мы, конечно, извинимся, поговорим с ними, они простят. Не так уж и трудно пережить то, что куст не прижился и посадить новый или выполоть разросшуюся малину.
А вот животные… Они непонятны и непослушны больше чем растения и дети, они часто сильнее, хитрее, ловчее нас, и у них явно есть характер, сознание. И совсем не такое как наше. Что тут нужно? Власть? Терпение? С их сознанием мы вряд ли разберемся, всё это будут проекции и фантазии. А вот со своим вполне можно попробовать. Поэтому дальше от первого лица.
Этот текст — продолжение моих размышлений, настойчивых попыток понять отношения со скотиной — домашними и сельхоз. животными.
До 27 лет я была исключительно городским жителем. Из детства остались смутные воспоминания о поросятах, живших у дальней бабушки из Крыма, которые куда-то девались ежегодно, сменяясь новыми, и которым я настойчиво, вопреки запретам давала имена. Ещё жутковатая история, воспринятая по возбужденным разговорам взрослых, про петуха у той же бабушки, который бегал после того, как ему отрубил голову мой неопытный папа. Звери, в т.ч. петухи и лошади, в зоопарке. Ещё моя долгая и несбыточная (как тогда казалось) мечта о собаке, лошади и …тигре, взамен которых были только рыбки и черепахи.
Однако, вместо кукол у меня всегда были звери, я играла только с ними, хотя это были большей частью хищники (медведи, тигрёнок, волк), но был и жираф, лошадь. Возможно, я как мартышки Харлоу предпочитала мягких и плюшевых пластику кукол. А возможно…
В 30 лет у меня появилась первая собака, потом конь, коза, утки. В это время (00-е) жизнь моя была очень напряжённой, можно сказать – суматошной: бизнес, куча народу в подчинении, непрекращающееся учение, 4, потом 6 малых детей… Если у меня и хватало времени немного общаться со своими животными, то уж осознавать – точно нет.
Потом был большой перерыв. В 2007 мы переехали на пустырь в почти пустой деревне, назвали его Поместье Милое и начали создавать. Ещё до того как у нас появились огород, дом и многое другое с нам поселились кошка, собака, ослица, потом лошадь. Ну а потом пошло-поехало: куры, козы, кролики и на 5й год пчёлы и корова. У большинства нашего поголовья сменилось уже несколько поколений. Они рождаются, они умирают. Мы никого не едим.
— Вы держите коз?
Каков смысл этого вопроса? Что подразумевает слово «держите»? Содержите, владеете, удерживаете?
Сейчас городской житель спросит скорее: «кто у вас есть?». Привычка владеть неодушевленностью и не только.
Крестьяне ещё по-прежнему держат. Держите кур? Держите корову?
За скотиной надо не только ухаживать, её надо удерживать. Ухаживание – один из способов удерживания, необходимый, но не достаточный.
Главный символ удерживания – заборы. Недаром мой сын в 10 лет удачно сформулировал ответ на философский вопрос: чем люди отличаются от животных? — «Они строят для них загоны». Как варианты – привязь, кнут пастуха. Всё это отнюдь не только для обозначения права собственности, но и для того чтобы зверь не ушёл на опасную территорию, где может с большой вероятностью естественно погибнуть. Удерживание – забота. Клетка защищает от хищника, повреждений, отравлений…
Мы с ребятами многократно переживали этот мучительный парадокс: держать или нет. Курицы даже запертые вызывают сочувствие – ведь кругом полно зеленой травы, жучков… Отпускаешь – и вот он коршун, собака, лиса. Кролика – отпусти. Скоро найдешь клочья шкурки. Да и не отпуская – сделай клетку не на воздухе а на земле – тот же итог. Непривязанная лошадь и уйти может, заблудиться и урон нанести своим и соседским посадкам.
Значит держать. По крайней мере, пока не привыкнут.
А раз держать – значит кормить. И вот мы уже сами на привязи и в услужении.
Суть животноводства – не давать умирать естественной смертью.
Умершее животное не годится в пищу, не принимается на мясо, все затраты по его выращиванию — убыток. Поэтому цели сельскохозяйственного животноводства: плодовитость, ускоренный рост, никаких преждевременных смертей и болезней. Как мило расписываются забота и уход за скотиной на фермах, этих современных концлагерях. Каким вниманием и прям-таки любовью окружены свинки и курочки… Да и в деревне. Родился бычок, так его хозяйка и чешет, и целует, и называет ласково, а придёшь через полгодика: шкура на заборе и тушоночка по банкам, « не хотите холодца? Только сварен!». Что ж любовь эта древняя, архаичная можно сказать. Эти самые любимые помогали выжить, когда вырастить не удавалось что-то ещё. Потом помогали выдать замуж дочь, отправить сына учиться, поправить дом.
Естественная смерть не просто экономически невыгодна.
Табуированность её очень крепко въелась в нашу культуру. Горожане смотрят с другой стороны, но так же. Сейчас собаку и кошку, лошадь и козу, порой гуся или свинью, держат, потому что хочется. Выгоды не ища. И тут работает формула «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Когда у нас умирает лошадь или собака – возникает волна осуждения: «бедные животные! Их плохо кормят! За ними не ухаживают!». Причем осуждение идет от мясоедов, которые пожирают сами и скармливают своим питомцам в год десятки разных животных, погибших безвременной смертью после мучительной жизни. А своих кошек и собак кастрируют и долго лечат потом, лишая их права и размножаться и умирать. Это лицемерие считается нормой и воспитывается с рождения. Оно называется ответственность.
«Мы в ответе….» — как часто бывает с цитатой, вырванной из контекста, давно уже имеет смысл противоположный изначальному. Давайте припомним. Фразу эту у Экзюпери говорит Лис, который позволил приручить себя настолько, что подходил и сидел рядом. Думаю, он не рассчитывал, что его посадят на цепь или в клетку, будут кормить спецкормом и делать ему прививки. Весь «Маленький Принц» по-моему о том, как любить принимая и не удерживая.
Лис: Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Узнать можно только те вещи, которые приручишь, — сказал Лис. — У людей уже не хватает времени что-либо узнавать. Они покупают вещи готовыми в магазинах. Но ведь нет таких магазинов, где торговали бы друзьями, и потому люди больше не имеют друзей. (сейчас тысячи магазинов таких)
Если ты приручишь меня, мы будем нужны друг другу. Для меня ты станешь единственным во всём мире. И для тебя я стану единственным во всём мире.
Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом — смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру…
Люди забыли эту истину, — сказал Лис, — но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.
В наше время люди забыли, что отвечать то надо перед Богом и Совестью. И именно надо отвечать. Брать на себя эту ответственность. Например, с детьми: ты делай, я отвечаю. Или я делаю, и я отвечаю. Теперь всё наоборот. «Я отвечаю» буквально означает «не хочу отвечать», и следовательно: не делай, и я не буду!
Ответственность за животных предполагает их всевозможное ограничение от буквального купирования частей тела до недопущения свободы и смерти.
Когда мы решили попробовать завести пчёл, одним из откровений на семинаре у замечательного Фёдора Лазутина было его сообщение о том, что население одного улья за год обновляется несколько раз, т.е. «владеем» мы не какими-то конкретными пчёлами, а неким потоком именуемым «семья».
«Биологический вид — это закон жизнедеятельности, во имя которого отдельные организмы, особи, живут и умирают. Лосось идет на нерест и гибнет, чтобы видовой закон продолжил свое существование. Биологическое тело, организм, — только недолгое пристанище, транспортирующее его сквозь время. В мире живого уже не рыбка или птичка, которую можно потрогать, а соответствующий закон выступает базовой онтологической единицей». (Борис Шалютин)
Но человеку закон природы – не закон, а повод для вмешательства.
Суть животноводства – не давать плодиться естественно
Другая очень болезненная тема: продолжение рода. Помню одну весёлую заметку в газете «Родовая Земля», в которой автор предостерегал людей от того, чтобы заводить в родовых поместьях кошек. Он сделал подробный расчет, в какой геометрической прогрессии будет возрастать их количество, при наличии хотя бы одной пары изначально и как они просто покроют собой всё пространство через несколько лет. Если свести двух любителей кошек/собак «ненасильников», один из которых: «кастрировать — это мерзко», а другой: «а котят топить? Или плодить бездомных, голодных?», спор будет бесконечным, а неприятие окончательным. А если присмотреться главное тут одно: мы решаем за них.
С другой стороны. Заводим мы козу, беспокоясь о важных вопросах: где держать и чем кормить. А потом обнаруживаем, что главный то не этот, а «кем крыть?», а потом: «куда девать?».
Тут в общем также, как со смертью. Кто хочет плодиться – не давать. Кто не хочет – принуждать. Практически для любого, кто не держал корову или козу откровение, что молоко они дают, только если телятся (котятся) регулярно. А почитайте в сети или книгах о том, как у них надо принимать роды – волосы шевелятся. Примерно как с людьми поступают с обычных роддомах. Только малыша надо забирать сразу и насовсем. Кроме того крыть «лучше» так, чтобы рожали зимой, новорожденных выхаживать, грея электричеством и кормя химией, зато летом – молоко и приплод – дачникам продадите.
Одно из самых удивительных откровений произошло со мной из-за курицы. Инкубаторские куры на яйца не садятся, тут всё «нормально». Но вот у меня курочка одна из деревенских села на гнездо. Ура! Прихожу я на рынок и делюсь радостью с фермершей, у которой как раз брала цыплят. И дальше диалог:
— Лен, представляешь, курица у меня из твоих села на яйца, высиживать.
— Так ты её за ноги и в бочку с водой мокни! А если не поможет и опять сядет – ещё раз.
— Как? Зачем?
— А зачем тебе наседка?! Я вот всегда так делаю. Какой от неё толк?! Она остальных гоняет от гнезда, ещё покалечить может, надо отдельное место оборудовать. Месяц сидит, из 10ти 5-6 высидит, потом ходит с ними полгода. Сколько может снести за это время? Подсчитай. Я её мокну, и пусть несется. А яйца — в инкубатор 50штук или сто. Купи инкубатор лучше. Или цыплят вон – по 10рублей штука.
Для меня это было откровением. Я поняла, во-первых, что вырастила много детей и хочу ещё, потому что меня никто вовремя не взял за ноги и не тряхнул хорошенько, мокнув в бочку с водой. Во-вторых, что мои отношения с курицей далеки от экономически целесообразных. В-третьих:
Суть животноводства в том, чтобы препятствовать всем естественным процессам
Кто хочет жить — убивать, кто хочет умирать — не давать, кто хочет совокупляться — кастрировать, кто хочет рожать — стерилизовать или изолировать, кто не хочет — осеменять и покрывать, не давать родителям растить потомство…. И уж конечно, не болеть.
В с\х то, что неестественно — выгодно. В домашнем развлекательном — просто приятно (например, ёжик, который не пахнет, не топает, не колется, кошка, которая не линяет, не вылизывается и не мяукает). Это отдельный очень большой философский вопрос: почему человеку неприятно почти всё естественное, и он его избегает или уничтожает. Но это так.
Я не стала макать курицу в бочку. Я не голодаю, не зарабатываю на яйцах и курах. Мне было интересно наблюдать процесс и участвовать в нём. Это принесло мне ещё несколько открытий о курах и людях. А из 8 яиц действительно в остатке по осени получилось 3 курёнка, из которых один – опять наседка.
Но вернемся к держанию
Помните старую притчу про крестьянина, у которого была лошадь? Она убежала, и соседи мужика жалели. А потом лошадь вернулась, привела жеребёнка, и соседи стали завидовать. А потом жеребёнок подрос, и сын хозяина стал его объезжать, да упал и сломал ногу, и стали соседи жалеть крестьянина. А потом война и у всех сыновей забрали, а калеку оставили, и снова стали завидовать соседи… Крестьянин, как мы узнаем в конце истории, не расстраивался и не радовался, он просто принимал всё.
Мне всегда очень нравилась эта мудрая притча. Но вот у меня убегает лошадь. И что я делаю? Бегаю по окрестностям вместе с детьми, ищем её.
А Крестьянин искал? Думаю, всё-таки искал. Принимать потери и совсем уж бездельничать — разные вещи. Когда моя лошадь убегает или болеет, я всё-таки прилагаю какие-то усилия, стараясь удержать её. Но если не получится — надо отпустить.
Просвещенный читатель восклицает: «Позвольте! Но можно же дрессировать!».
Да, наверное можно. Для меня есть некие параллели…
Учёба — дрессура
Учение — навык.
Тема как учить детей — сейчас одна из самых болезненно обсуждаемых, да и родительские раздумья ими полны. Постараюсь удержаться в теме животноводства. :)
Собаки. Команды «ко мне» (весьма полезная) и «сидеть» (практически ненужная) нарабатываются по простой неизменной схеме: Стимул — Реакция — Подкрепление …(повторение)… — Рефлекс. Эти команды — единственное, чему мы пытались обучить своих собак. Лабрадористые ещё палку пытались приносить. А вот охранять, сторожить их не учили (если не считать моих распоряжений и просьб перед уходом и отбоем). Как самому этому учить? Как учить лаять на чужих и кидаться? Или в школу возить? А главное надо ли?
А с первой своей деревенской собакой переживала сначала, что она не воспитанная (несколько раз тут поставила и убрала кавычки :)). У нас нет забора, у нас такая территория, что никакие цепи и тросы не натянешь. Но у нас волки ходят зимой. И залётные люди иногда. Но и хорошие ходят…. Прочла, что собак привязанных волки загрызают или обходят. Да и человек кстати легко. Потом мудрый старый человек сказал: умная собака разберется, глупая – пропадёт.
Правда. Неужели я лучше пойму издалека: свой это или чужой? Лучше чем моя собака? Умная дворняга, выросшая около вас разбирается, где её территория, дом, свои/не совсем свои/ совсем не свои… А если ошибётся — не чаще меня. Немного мешают «добрые» соседи, которые «жалеючи» прикармливают, потом жалуются, что у них псина по огороду ходит. Но с этим бороться бесполезно.
Куры. Дуры-дурами, а вечером домой приходят.
Может Старик из притчи не искал лошадь, потому как знал: если жива, сама придёт; если не жива… Но ведь это опять же, смотря какая лошадь. Та что родилась у нас, придёт скорее всего, побегав, особенно, если имела такой опыт — гулять от дома и к дому. А вот привезённые из другой области в коневозке разок-другой да попробуют вернуться к своим на родину и могут заблудиться или просто попасть в чужие руки с большой вероятностью.
Корова, Коза и Лошадь. Они за год-другой явно запоминают и где дом, и где наша территория. Но также прекрасно запоминают, где лазейки на дачные газоны и грядки, где охотники овес посеяли, где яблони и т.п. Тут спасают только привязь или ограждения. Не знаю, сколько надо бить корову, чтобы она не ходила туда, где клевер или яблоки. Наверняка может цирковой дрессировщик научить, я не буду. Но тут у меня открытие в области сознания есть. Своего в основном.
Про понимание
Помните про Козла: «Ох, и умный был! Сам и по воду ходил, сам и кашу варил…». Приходилось слышать о такой скотине. Читала как-то про коня у стариков-белорусов, который сам чуть ли не впрягался и, привозя воз, разгружал его как надо. Знаете, я верю. Если прожить в прямом смысле душа в душу с умной тварью достигается взаимопонимание. Думаю детям и старикам это особенно по силам.
Но это редкие случаи. Чаще по-другому.
Домашние животные, особенно те, что находятся в разряде «скотина», часто вызывают раздражение. Раздражение в спектре от «надоели», до «бесят», «злят».
Что с этим делать? Разбираться, конечно. Всякое раздражение – штука полезная, оно ведет нас от чего-то и к чему-то, на чём-то заостряет внимание.
Основная тема раздражения — не понимают.
Запрос на взаимопонимание — ужасно человеческий. Мы преодолевшие в процессе эволюции постоянный гнёт базовых потребностей в еде и безопасности, просто зациклены на понимании. Это главная идея/забота/фетиш нашего времени — понимание.
Обратите внимание, самый частый вопрос, который задают люди про животных: чего это он(а)? Если лошадь стоит (идет к человеку, от него, ластится или кусается…) он задается вопросом: чего это она? Мы силимся понять их, то есть перевести знаки их сознания на язык своего. И уж конечно, мы ждём от них понимания. И получается довольно коряво.
Вот мы выбираем с утра место для пастбища, где травки побольше зеленой и не мешает ничего, ведерко ещё с водой туда, колышек забиваем, и ведем туда козу. А она упрётся (как коза!!) или утянет вообще в другую сторону. Злишься на неё, дуру. Присматривалась я к этому долго. На третьем году «дошло» до меня. Открытие названо «сознание пастуха». Просто поняла: у пастуха другое состояние. Утром я всегда тороплюсь, хотя обычно некуда. Мой «рабочий день» легко сдвигается на 15-30мин (а может и больше) в любую сторону. А значит, когда заспанные звери выходят на свет и прохладу, росу травы, могу подождать, пока они освоятся с запахами и цветами, звуками и идеей пастись. А потом если не тянуть их силой, а очень медленно только показывать дорогу и ждать (поначалу кажется, что очень долго и терпеливо, а потом — просто расслаблено), то они сами идут в нужную сторону. И вдруг понимаешь, что они просто не знают, что там, где забит колышек, вдоволь вкусной травы и им надо без конца отклоняться, пробуя всё по дороге. Не знают также, что отклонение в мой или соседский огород может кончиться для них плачевно.
Так вот. Когда я прочувствовала себя немного пастухом… Который, кстати, заметьте, ходит за стадом и при этом ведёт его куда надо… Это, скажу я Вам, откровение и кайф. Теперь, когда дочка тянет коз, ругается, плачет от их непослушания, я удивляюсь: «а ты куда торопишься?». А когда сын раздражённо рассказывает о трудно поддающейся вразумлению учительнице, я говорю ему о «сознании пастуха». Да и самими детьми, кстати, очень помогает.
Отдельно про огороды. У нас давно забыли, что огород — это огороженный овощник/ягодник, и огораживались издавна не дома, а палисадники и огороды именно от животных, которые паслись свободно на всей остальной территории. Т.ч. претензии не принимаются.
У нас одни соседи — дюже-вредно-сердитые. У них всё на дачном участке правильное, квадратный газон вокруг, но забор не ставят. Животных моих они Жалеют. Собаке норовят корма сунуть. Про корову, лошадь посудачить, пожалеть. А на меня порычать. При этом яблоки, что съесть не могут бросают в свалку-помойку, чтоб потом жалеть мою бедную корову, которая в мусор лезет. Когда моя скотина влезала к ним на участок я особенно злилась. И Ругала их крепко, и стегала, и уговаривала, толку мало. Стали сами их ветками огораживать… А корова с кобылой всё одно осенью ломятся. Прихожу я за ними и представила, что вот сейчас приедут хозяева или из дома выйдут и стало мне страшно и противно и лошадь явно почувствовала (она вообще хорошо чувствует), похрапела и ушла быстренько, корова не так уж почувствовала, но тоже ушла с удовольствием.
Коза ничего не чувствует у меня. А бегать за козой — это… это… эволюционная деградация какая-то. И это точно раздражает. Как если Вы на машине ездите, тут и контроль, и результат. А лежать под ней — обидно, зависимость. Как с этим быть?
Вот пришлось тут почитать дискуссию на тему: почему кошки приносят мышей хозяевам и считают ли они нас хозяевами. Сколько кошек и людей, столько, наверное и мнений. Возможно, приносят, как хозяевам, а может наоборот, как слабым и неспособным охотиться. А может в порядке обмена: мы им, они нам….
Кто кого приручил и другие мифы
Тоже вопрос для гимнастики нашего мировосприятия. Самая очевидная тема: люди приручили собак, считающихся потомками волков. Ой ли?
Просто представьте: чуть поумневшая горилла и волк. А? Во-первых, собаки скорее потомки шакалов или чего-то вроде лис. Они что-то среднее между охотниками и падальщиками. Вы видели волков на помойках? Люди кстати тоже скорее падальщики. Может они на этом и сошлись когда-то? Зачем волку обезьяна, неужели она может лучше охотиться?
По моим наблюдениям примерно так. Во-первых, мы хорошо можем ту самую падаль хранить. Во-вторых, наши ловкие пальцы очень хороши для выбирания клещей и прочей кусачей нечисти из шерсти. По-моему, история о том, что шакал (дикий пёс) подружился с обезьяной (человеком), чтобы один сторожил, помогал добывать мясо, а другой – хранить это мясо и выбирать блох, была бы чуть ближе к реальности.
Ну, и тут становится сразу понятно сомнение в том, кто кого вообще приручил. То есть если использовать это слово буквально, то ясно, что Мы, у нас ведь руки-то. А если иметь ввиду: кто кем пользуется, то совсем не однозначно. Помните мультик про Бобика и Барбоса? «Человек собаке — друг, это знают все вокруг…». А уж с кошками и подавно. Некоторые исследователи даже утверждают, что кошки выделяют некий гормон для своих хозяев, чтобы те становились всё больше кошатниками. Похоже на правду?
Если внимательно и долго присматриваться к этим вопросам (типа «кто для кого»), они просто отмирают, растворяются. Живём мы рядом. Душа в душу, эко в эко…
Время — самая экологичная категория. Суть экологичности (эко-логичности — познавания своей среды обитания) в разглядывании и удлинении цепочек жизни в которых участвуешь.
В природе в основном всё идёт по кругам, цепочкам, спиралям. Человек торопится, ленится, или ещё почему, но вечно разрывает эти цепочки. И добавляет себе работы. Простой пример: Листья падают, гниют, улучшают почву. Нам не нравится? Мы убираем листья, потом удобряем почву.
Но я же о животноводстве! Тогда так. Лошадь ест траву — навоз — трава. Я запираю лошадь, кошу траву, навоз вывожу тачкой. Чем ближе трава будет к лошади, а навоз к огороду, тем лучше я вписалась в цепочку. Или… Корова телится, я отбираю теленка, дою корову 5раз в день, молоко продаю, выкармливаю теленка покупным кормом и лекарствами, продаю его на мясо, покупаю корм и лекарства корове. В случае удачи — у меня прибыль. Или… я оставляю теленка около коровы, но учусь делить с ним молоко, договариваться с коровой (если телится она не зимой, а весной летом, это вполне доступно). В случае удачи — у меня меньше хлопот и больше понимания и навыка.
Или вот куры. Они копаются в земле. Если зайдут в огород — урон. Но есть находки. Например, коровьи «лепешки», очень нам не хотелось, чтобы они были у нас повсюду. Сами они в землю не уходят, не сохнут у нас в сырости и не убрать их, как навоз лошадиный. А вот если корове сыпануть немного овса или пшеницы, у неё в животе переварятся только очень полезные верхние оболочки, а зерно останется в лепешках, и куры потом очень тщательно их разгребут, и после первого дождя – чисто, только удобренная земля.
Читала народ использует «куриный трактор» — сетку с курами, переставляемую в междурядьях или на местах будущих грядок. Я не пробовала, но осенью в октябре-ноябре копаюсь в огороде вместе с курами — они собирают жуков и личинки, рыхлят, пока я прополку делаю. А уж весной — огород.
Конюшню чистить от навоза — это, конечно, неприятно. Но пахнет точно лучше, чем в московском метро. Если обидно — вспоминаю Геракла — единственный экологичный подвиг у него был…. Не кровожадный.
То, что осознавание животноводства помогает стать вегетарианцем – отдельная большая тема. Сейчас в неё не полезу. Об этом можете почитать здесь
подытожим
Да, мы переросли жизнь кочевников, следующих за стадами.
Мы уже очевидно ошиблись, превратив домашних животных в полностью зависимых полумёртвых мутантов. Мы не справились с ответственностью взятой за них, наш искусственный отбор пошёл во вред всем. Пора снова браться за поиск компромисса.
Помните часто эксплуатируемую историю коня Умного Ганса. Когда с большими усилиями люди доказали, что конь не умеет читать и считать, они радостно сделали вывод о низком уровне его интеллекта и вновь утвердились в своём превосходстве. А, тем не менее, уровень чувствительности лошадей и их готовности к сотрудничеству остаётся недостижим для большинства из нас.
Я считала себя главнее и умнее своей ослицы, но очень хотела и старалась научиться её чувствительности и настойчивости.
Почитайте Дарвина — хорошо пишет про искусственный отбор, который в отличие от естественных мутаций служит чему угодно, кроме выживаемости вида. Берёшь книгу «Козы на подворье». Начинается с того какие они неприхотливые животные, как им мало надо. А потом 10 глав о том, как их кормить, подкармливать, докармливать и лечить. Чего уж говорить о коровах, живущих на антибиотиках и всяких там свиных гриппах…
Они пленённые нами мутанты. И люди в том же положении. Может мы сможем что-то сделать? Или перестать что-то делать?….
P.S. Если Вы думаете, что не занимаетесь животноводством и значит никого не держите… М.б. глянете на детей, близких, подчинённых…
Кто зачем нужен
Спросил сосед однажды
Нас августовским днём:
— Зачем вам нужен Ослик?
Вы ездите на нём?
Зачем, понятно, Куры-
Дают яичек вам,
А Петушок нехмурый
Вас будит по утрам.
Зачем вам Пёс горластый –
Чтоб ночью охранять,
Гонять Сову с Лисою
И с мячиком играть.
Зачем вам Кот-
Чтоб мыши не лазили в муку,
Зимой, мурлыча звонко,
Прогонит он тоску.
Зачем нужна Лошадка-
Вас по полю катать
И делать ровно грядки,
Коль сможете пахать.
Но вот зачем вам Ослик,
Ушастый и нерослый?…
Соседу Брат ответил,
Стараясь не обидеть:
— Ну как же, Дядя Петя,
Могли Вы не увидеть?
Зачем Сосед нам нужен?
И Ослик для чего?
Мы подхватили дружно:
— Чтобы Любить его!
Я думаю, что не мне одной интересно, что в дальнейшем происходит с телятами и козлятами? У меня, к великому сожалению, совсем небольшой участок в посёлке, и я мечтаю о козе и курах. Если с курами более менее понятно (хочу найти именно наседок, пусть яиц от них и мало, зато и живут дольше), то с козой совсем неясно. Место для выпаса есть (пока ещё, но скоро и там начнётся застройка), но что делать с козлятами ума не приложу. А у вас ещё и корова! Если из тёлочек вырастаю в целом миролюбивые коровы, то быков, бродящих по округе я себе слабо представляю…
Интересно… Вы правда не знаете, что с ними происходит? Или не хотите знать? Я продаю. Я извиняюсь. Я надеюсь, что поживут. Козлов порой берут на племя, да и бычков. У меня коза маленькая. Был случай: продала серого козлика, на следующий год подходит мужчина.
— …вот я у вас в прошлом году козлика покупал…
— (с ужасом) съели?
— да нет… Мы его кормим-кормим, а он не растет, а дочка говорит: вы обещали, что маленького никто не будет есть.
— я же предупреждала, что он карликовый…
Трудно, но надо отпускать. У каждого своя судьба.
в целом согласна. Хорошее, честное выступление. Однако, по такому пути можно пойти, если нет соседей км , так, на 5. И положиться на природу-матушку. И то, может случится катастрофа на определенном отрезке времени.Помните истории, как козы из какого-нибудь зеленого острова пустошь делали, если хищников не было. Мне кажется, что всегда нужно наблюдать эти цепочки в природе и думать . думать, прежде чем сделать что-то. Искать золотую середину.Тогда и будет гармония. Как пример:
очень нравится документальный фильм про японское озеро » таинственный водный сад Сатояма»
Очередной респект!)
Thanks for sharing. I read many of your blog posts, cool, your blog is very good.
Your article helped me a lot, is there any more related content? Thanks!