Часть вторая — начало здесь
Все влияет на проект самым непосредственным образом и определяет облик будущей архитектуры, которую нам хочется назвать словом контекстуальная, или реагирующая. Для нас это важная составляющая понятия «экологическая архитектура«, так как архитектура не может быть экологичной, если она не состоит в многослойном диалоге с миром, с окружением, с людьми и культурным контекстом. Она просто не имеет права быть отдельной и самодостаточной, спроектированной в стерильной атмосфере студии и стоящей, как новая игрушка, в совершенно диссонирующей с собой среде. Архитектура — это абсолютно средовое искусство, призванное уточнять, дополнять и доразвивать уже существующее место, соединяясь и растворяясь в нем.

Как выбрать участок для строительства своего дома?

У нас есть такое понятие, как дух места — совокупность средовых качеств, влияющих объектов, общей атмосферы.
Наши студенты при проектировании уделяют этому этапу много внимания — делают предпроектный анализ и изучение духа места — своего рода портрет, только не человека, а заданного куска среды. Иногда результатом этого становятся очень выразительные художественные работы, особенно если есть исторический или другой культурный контекст.
Именно поэтому важно было увидеть место, почувствовать его, его душу, услышать его голос и подсказки, понять что нужно и уместно здесь.

А место действительно оказалось духовым — участок расположен в 30 метрах от живописного озера, с небольшим яблоневым садом, усыпанным яблоками (дело было в августе) и несколькими березами. Плюс куча хозяйственных построек разного размера и назначения. Вход с юга, от озера. Дом явно напрашивался в глубине территории — чтобы северная сторона дома была сзади, как можно дальше к границе участка, и можно было максимально использовать солнечную территорию.
В постройках, которые частично пришлось разобрать, нашли кучу старых живописных дверей — будем их восстановливать и использовать в интерьере.

 

Еще из артефактов: среди зелени обнаружился почти вросший в землю старый грузовичок ГАЗ, который можно превратить в объект для детей.

 

От первоначальной идеи цельного протяженного дома-бруса на участке решили отказаться — слишком громоздким и немасштабным он здесь казался. Да и полностью

загораживать такой махиной южную сторону соседям тоже было бы некорректным. Самым правильным был бы проницаемый воздушный расчлененный силуэт, растворенный в зелени.

Следующая проблема возникла при попытке привязать дом к участку.
Оказалось, что если ставить его так, как задумано, пришлось бы вырубить почти весь яблоневый сад.. Возникло стойкое желание сохранить большинство деревьев, сделав это основным условием проектирования.
Дальнейший поиск привел к появлению довольно непростой конфигурации плана, изящно огибающей все растущие в этом месте деревья, которые как бы прорастали сквозь дом — такой синтез архитектуры и природы..

 

Но к сожалению (или к счастью) процесс создания проекта дома — вещь многомерная, учитывающая огромное количество факторов, кроме контекста — конструкция, функция, внутренняя планировка, стоимость, энергоэффективность — необходим баланс. Изрезанная конфигурация, несмотря на свою выразительность, увеличивала контур дома и резко сокращала теплоэффективность постройки, — фактор, очень важный в нашем климате. К тому же, не было полной уверенности, что плодовые деревья хорошо перенесут такую стройку и сохранятся.
Поэтому финальный план соединил в себе следы всех размышлений — большинство деревьев сохранилось, под одну самую большую яблоню по центру было сделано заглубление в теле дома, остальные будут компенсированы новыми высадками.

И в итоге сложился образ двух отдельных домов немного разных очертаний, соединенных между собой небольшой связью-переходом по первому этажу.

А подробно о проекте, который группа Архгараж делала для редакции «Экодома» вы можете прочитать в 4 номере журнала!

3 КОММЕНТАРИИ

  1. I don’t think the title of your article matches the content lol. Just kidding, mainly because I had some doubts after reading the article.

Добавить комментарий