Для журнала Экодом: Екатерина Никитина, художница, педагог, знаток народных ремёсел
Петриковская роспись
Удивительная традиция расписывать свои дома возникла в украинском селе Петриковка, основанном в 1772 году казачьим атаманом Петром Калнышевским. В те давние времена каждая хозяйка умела украшать свой дом яркой растительной росписью, а порой изображала фигурки людей, птиц. Мастерицы соревновались между собой, кто лучше распишет к Пасхе вновь побелённую хату. Самых умелых мастериц называли чепурушками. Много воды с тех пор утекло, давно петриковские хаты побелели. Лишь изредка можно встретить расписные ворота или травный бегунок под крышей дома. Современные художники всё больше работают по дереву (шкатулки, тарелочки, вазочки, доски и пр.), по бумаге — создают «малевки».
Одушевлённое жилище
А между тем, традиция мудра, и дом украшался неспроста. Ведь и отношение к нему отличалось от современного отношения к жилищу. Мировосприятие взрослого человека было ближе к мировосприятию ребёнка, который не отделяет себя от окружающего. Полное единение с природой, ощущение её как живого существа. Отсюда и появляются боги стихий (Перун-громовержец, Мать Сыра Земля и др.), различные русалки, лешие — образы, помогающие непосредственному общению с разными проявлениями природы.
Одежда такого человека становится неотъемлемой его частью, второй кожей. Ведь, прежде чем покрыть его тело, она выросла из зёрнышка, полежала под солнцем и луной, прошла магическое кручение веретена, заткалась в полотно, украсилась специальными узорами. Одежда помогала общению с Богом. Орнаменты, украшавшие её, словно молитва, наполнены глубоким смыслом, который теперь многие пытаются расшифровать.
Такое же особое отношение у наших предков было к своему дому. Дом был как бы ещё одной обережной оболочкой человека.
У дома, как и у самого человека, есть лицо, чело — отсюда названия «наличники», «причелины». Соответственно, окна — глаза дома. Внутри же его находилась печь, словно горячее сердце. Мне не раз довелось бывать в заброшенных деревнях и видеть, что дом живой, пока печь в нём цела. Как только бережливые жители соседних деревень разбирают печь по кирпичикам, дом превращается в груду дров — умирает, словно сердце остановилось…
Простая балка у потолка имеет очень сильное название — матица, матка. Отношение к ней особое. Важного гостя, невесту, сваху сажали под матицу. К ней же крепили колыбель ребёнка. Уходя
из дома надолго, обязательно прикасались к матице, чтоб путь был счастливым.
Дело мужчины — дом построить. Если дом деревянный — подобрать подходящие деревья и договориться с ними, выбрать подходящее место, возвести стены, крышу, выложить печь.
Дальше хранительницей домашнего очага — сердца дома — становится женщина. Она делает его уютным, чистым, наполняет теплом и ароматом пищи.
В такой дом хочется возвращаться, в нём отдыхаешь, в нём «стены лечат». Наводя порядок в доме, женщина «ладила» пространство — а значит, и всех живущих в нем. Поэтому-то так старательно намывались полы, скреблись стены, лавки, стол.
Дом, как и одежду, украшали узорами. Роспись на доме и внутри его выполняла функцию украшения, оберега, молитвы к Богу. Традиция домовой росписи существовала не только на Украине. В России она бытовала на Урале, Алтае, в Сибири, Вологодской области. Недавно был найден расписанный дом в Саратовской области (в с. Поповка Хвалынского района).
Любимые узоры
Самый простой орнамент — бегунок-бесконечник (по-научному — фриз) — несёт в себе обережную функцию. Бегунок — это волнистая цветная полоса, которая располагается по периметру дома под крышей, вокруг окон или по выступам печи. Бегунки могут быть очень простыми (волнистая линия с точками) или представлять собой вьюнок из ритмически повторяющихся листьев и дивных цветов с бутонами. За счёт волны и направленности цветов и листьев в этом орнаменте создаётся движение, отсюда и название — бегунок. Замкнув его вокруг своего дома, мы делаем обережный круг. В этом круге запущено бесконечное движение, ритм, пульсация, сквозь которую сложно прорваться чему бы то ни было нежелательному в дом.
Другой мотив, часто встречающийся в росписях, как украинских, так и русских, — куст с прямым, устремлённым вверх стволом, расходящимися в стороны ветвями, на которых часто сидят две птицы, смотрящие друг на друга. Это Древо жизни1. Часто его помещали в центральной части при росписи печи. В образе Древа жизни заложен глубокий смысл. Это и воплощение жизненных сил, и продолжение рода, и триединство мира, связь земного с божественным. Рисуя такое Древо у себя дома, хозяйка осуществляла молитву к Богу, к Роду.
Мне кажется несправедливым, что такая мудрая традиция ушла из нашей повседневной жизни, став достоянием музеев. Многие люди сейчас потянулись к земле, вспоминают про свои любимые дачи, строят загородные дома, уходят жить в экологические поселения. Они как бы возвращаются в прошлое, уходя из городской жизни, которая для многих стала невыносимой. В среде таких людей традиция может воскреснуть. Красный угол вытеснит телевизор. Женщина вернётся к своей изначальной роли хранительницы домашнего очага, Лады. А домовая роспись станет естественной потребностью души.
Начать менять отношение к своему жилищу можно, и не имея дома, выстроенного своими руками. Живым Домом может стать и простая городская квартира. На Украине, придя в дом к хорошей хозяйке, искусной художнице, говорили: «В ней у хати як у церкви!» Так пускай же и наши жилища превратятся в храмы!
Мастер-класс:
Бегунок-бесконечник
В Петриковской росписи художницы использовали в качестве инструментов самодельные кисти, тряпочки, колосья, камышинки и собственные пальцы.
Для создания обережного бегунка нам необходимо будет освоить две техники рисования — переходной мазок и рисование пальцем.
Тренироваться в рисовании можно на бумаге, используя гуашь. При росписи дома советую взять акриловую водоэмульсионку и добавить в неё пигменты необходимого цвета, которые продаются в хозяйственных магазинах в отделах «Лаки-краски».
Итак, наш бегунок состоит из 5 элементов: волнистая линия, листики, рябина, цветы и ягоды.
Приступим к рисованию первого элемента. Разводим на палитре достаточно жидкую краску и проводим беличьей или колонковой кистью № 2 волнистую линию. Чтобы линия была ровной и изящной, ведём кончиком кисти, не сажая её.
Затем наметим места расположения листиков, рябины, цветочков и ягодок.
Теперь нарисуем рябину. Красная рябина или калина считается символом Украины, поэтому петриковские художники очень часто используют её в своих композициях. Рисуется она пальцем.
Разводим на палитре красную краску. Краска должна быть густая, как сметана. Опускаем подушечку указательного пальца в краску таким образом, чтобы она легла ровной круглой каплей на палец, ноготь при этом должен быть чистым. Теперь делаем отпечаток на бумаге. Должна получиться ровная круглая ягодка со светлым бликом внутри. Из этих ягод складывается гроздь рябины.
Синие ягодки рисуем таким же способом.
Теперь нам необходимо освоить другую технику — переходной мазок.
Для начала нарисуем просто мазок. Разведите на палитре краску до густоты жидкой сметаны. Наберите её на беличью кисть (№ 3) и начинайте рисовать мазок, ведя вначале по бумаге кончиком кисти, потом плавно сажая её и вновь подымая, переходя на кончик.
Мазки должны быть похожи на только что распустившиеся зелёные листики, заострённые с двух концов.
Когда мазки у вас начнут хорошо получаться, разведите жёлтую краску также до густоты сметаны. Набираем на кисть зелёную краску, а затем кончик её макаем в жёлтую — и выполняем мазок. В нашем листике цвет переходит от жёлтого к зелёному — это и есть переходной мазок.
Из таких мазков складываются листики.
Для выполнения цветков мы будем использовать жёлтую и красную краску. Цветочки такой формы в Петриковке называют «цыбульки» (луковички). Действительно, если разрезать луковицу, она будет похожа на этот цветок.
Набираем на кисть жёлтую краску, кончик макаем в красную, выполняем внешние мазки. Постепенно заполняем цветок лепестками, приводя мазки в одну точку.
Немного потренировавшись, можно дорисовать наш бегунок.
Этот мотив можно повторять до бесконечности и опоясать свой дом, окна, двери, применить в росписи мебели.
Целиком статью можно прочесть в 2 номере журнала «Экодом»
1 Подробно об образе древа жизни, его связи с родовыми обрядами и традициями, писалось в 7-м номере журнала «Домашний ребёнок» (прим. ред.)
боже мой, как хорошо :)
Can you be more specific about the content of your article? After reading it, I still have some doubts. Hope you can help me.
Can you be more specific about the content of your article? After reading it, I still have some doubts. Hope you can help me.