Почему «Живые пространства»?

Всё живое рождается, набирает силу, стареет и отцветает. Начало, расцвет и завершение — три этапа любого развития. Будет ли завершение смертью или началом новой жизни, зависит от того, как существо родилось, развивалось, что происходило с ним в течение жизни.

Сказанное справедливо и в отношении интерьеров, в особенности — интерьеров жилых. Создание и развитие жилого пространства — дело необыкновенно творческое и интересное. Но чтобы это занятие не перешло в бесперспективный прагматизм или в его антипод, слепое украшательство, я хочу обратить внимание на некоторые особенности сегодняшнего дня.

Во-первых, мы живём в эпоху, когда внешняя форма не только превалирует над содержанием, но и часто заменяет его собой, становится самоцелью. Поклонение форме часто ставит внешнюю красивость интерьера выше тех процессов, которые он призван поддерживать. Такой подход породил неуклюжее понятие «евроремонт», ставшее мощным орудием оболванивания обывателя и цинично извращающее вкус наших современников.

Во-вторых, интерьеры страдают от путаницы в социально-политической ситуации. Что я имею в виду? Транснациональное развитие, наступая на национальные устои, часто бесцеремонно игнорирует, а то и вовсе сметает традицию. Национальная же культура, не в силах ни противостоять, ни смириться с этим, пытается вдохнуть новую жизнь в давно истощённые формы «исконно национального». В результате, сознание нашего современника напичкано, с одной стороны, «гламуром», с другой –
«возвращением к истокам и традициям».

room05

Экология восприятия

Понятие экологии восприятия приобретает всё большую актуальность не только в среде архитекторов, дизайнеров и декораторов. Многие люди, далёкие
от творческих профессий, сталкиваясь с проблемой преобразования пространства, начинают подозревать, что прошло время, когда можно было создавать уют в доме, ограничиваясь детским «нравится — не нравится». Изменился мир, изменились мы — многое, что прежде само собой приходило из традиции, сегодня требует осознанного подхода. Иногда тема экологии восприятия сама стучится в дверь, буквально как судьба! Например, из окна вашего дома красивый вид — горизонт, поле, лес. Перед окнами ставят забор и строительный кран. Вы отдаёте себе отчёт, что для страховых компаний материальная недвижимость важнее изуродованного горизонта. Однако без прежнего горизонта недвижимость сильно теряет в цене — такова цена визуальной агрессии. Но подобное положение вещей сегодня скорее «естественно». Гораздо менее естественно то, что мы сами, из лучших побуждений и от незнания законов восприятия, устанавливаем уродливые заборы и баррикады на пути собственного взгляда, забывая, что всё, что мы видим, формирует нас и отражается на нашем самочувствии.

room08

Пища глаз — пища души

Подобно тому, как еда и питьё, попадая через рот в желудок, питают организм, зрительные образы, попадая во внутренний мир Души и становясь её содержанием, питают духовное существо человека. Душа, словно желудок, принимает и адаптирует восприятие внешнего мира для творческого созидания Духа. От пищи глаз во многом зависит, воспитаны или извращены чувства, подвижна или инертна работа мышления, каков характер волевых импульсов. «Визуальная пища» c детства формирует глубинные установки, в частности, представление о том, что такое Свобода. Как и в кулинарии, пища для глаз может быть вредной и полезной, пресной, солёной или острой, свежей и консервированной. Она может радовать и угнетать, вызывать состояние депрессии и приносить успокоение, побуждать к творческой активности, вызвать зависимости и парализовать волю. Архитекторы, дизайнеры, декораторы и другие повара визуальной кухни без устали трудятся, предлагая нам свежие и консервированные блюда всех времён и народов, формируя ценности, привычки восприятия и мышления. Именно поэтому осознанное отношение к вопросам визуального восприятия — не отвлечённая философия, а практический способ видеть и осознанно корректировать ближайшее окружение: жилище, детское пространство, рабочее место. Сегодня мы поговорим о доме — каким ему стоит быть,
и что имеет смысл учитывать, приступая к преобразованиям.

_IGP0133

Дом: функциональность или уют?

Есть ли универсальные рецепты, делающие дом, пространство для жизни удобным, красивым и уютным? Как с точки зрения экологии восприятия лучше подойти к процессу проектирования?

Одни люди считают, что главное в жилье — удобство и функциональность, другие ставят на первое место уют, душевное тепло. И те, и другие правы. Проблемы начинаются лишь тогда, когда одна из этих двух тенденций доходит до крайности и приобретает гипертрофированную форму. Излишняя функциональность, превратившаяся в самоцель, делает жильё холодным и бездушным, а обитателей постепенно превращает в некоторый придаток ими же самими порождённого механизма жилья. Другая крайность выражается в стремлении ко всё большей и большей внешней красивости. Это приводит к тому, что дом сначала обрастает украшениями и сувенирами, затем множеством «необходимых предметов» (которыми мало кто пользуется) и, в конце концов, засилье вещей начинает душить своих владельцев, вгоняя их в депрессию. Я думаю, что с отдельными симптомами и первой, и второй болезни жилья сталкивался каждый — если не дома, то в гостях у родственников, друзей, знакомых. Для лечения этих недугов можно было бы воспользоваться готовыми «рецептами», но, как показывает практика, они лишь на время устраняют внешние симптомы, создавая ещё большие сложности. Поэтому мы обратимся, как это принято в хорошей медицине, к осознанию глубинных процессов и причин.

room01-after
«Живое пространство»

 

room01-before
Это же помещение до ремонта

 

Лечение болезней жилья

Никто не будет спорить с тем, что жильё, как и одежда, всего лишь продолжение внутреннего мира своего владельца. Оно — внешняя декларация его привычек, склонностей, потребностей душевной жизни и потенций духовного поиска. Именно поэтому успешное преобразование пространства предполагает осознанные усилия одновременно в двух направлениях — с одной стороны, в мире внешних форм и явлений, с другой стороны — во внутреннем мире, в мире представлений. К внешним изменениям относятся перепланировка, работа с функциями, формами, декором и т.д. Внутренние преобразования включают работу над сценарием пространства, проникновение в его процессы (не путать с функциями) и простираются порой вплоть до выработки новых представлений и привычек у владельцев, без которых новая внешняя форма будет просто нежизнеспособна.

Несмотря на то, что оба процесса (внешний и внутренний) развиваются параллельно, при «лечении» или  проектировании огромное значение имеет исходный тезис. Он подобен понятию сильной доли в музыкальной грамоте и задаёт характер преобразованиям. От того, диктует ли программу форма процессу, или наоборот, процесс рассматривается как формообразующий принцип и даёт форме жизнь, зависит визуальный результат, который ещё долгое время после создания интерьера будет звучать из пространства, оказывая то или иное воздействие на обитателей. От выбора основного вектора (от формы к функции или от процесса к форме) зависит, живые или мёртвые пространства станут плодом ваших усилий.

Роль первого взгляда

Теория зрительного восприятия придаёт огромное значение визуальной структуре воспринимаемого объекта. Когда вы создаёте интерьер, стоит соблюдать одно простое (но всё же требующее усилий) правило: работая над частностями, всё время помните об общем впечатлении — впервые вошедший в пространство человек не станет с порога разглядывать детали. Первые мгновения человеческое внимание занято визуальной структурой — геометрией, ритмикой, пластикой, колоритом, оно изучает, находятся ли отдельные детали в гармонии с целым или в пространстве есть дисбаланс. Ощущение атмосферы и целостности пространства базируется, в первую очередь, на этих впечатлениях, а вовсе не на отдельных деталях, какой бы глубокий смысл они в себе ни  несли.

Дух и Душа, мужское и женское

Есть и ещё один важный аспект, говорить о котором настолько же сложно, насколько продуктивно. Душевная и духовная составляющие человеческого существа, взятые по отдельности, также имеют свои особые потребности в организации пространства. Представление о различии душевного и духовного элементов в сознании нашего современника ещё не достигло достаточной ясности из-за нераздельного их взаимодействия и является актуальным предметом познания.

По-разному заявляет о себе в каждом человеке пропорция женского и мужского начал (не путать с полом!). Если жильё аутентично, интерьер не маска, и пространство живо, то оно показывает пробуждённому восприятию пропорцию и способ взаимодействия этих начал. Если же на пространство надета маска той или иной стилистики (а это сразу заметно), то этот реверанс в сторону возрождения мумифицированных форм говорит о том, что обладатель их хочет не столько становиться собой, сколько соответствовать некоему имиджу. Случается и так, что маска респектабельного имиджа настолько прирастает, что превращается в сущность своего обладателя. Однако, есть основания полагать, что такой способ внутреннего роста не лишен изъяна — история Дориана Грея широко известна.

Я надеюсь, что затронутые темы помогут вам по-новому взглянуть на привычные вещи. Здоровье и болезни жилья трудно постигнуть, не покидая контекста своего жилища и прокрустова ложа собственных представлений. Путешествуйте и, в качестве упражнения, понемногу примеряйте несвойственное. Это даст направления для роста вам и вашему пространству.

Механизм воздействия внешних форм невозможно постичь, миновав теорию, а также практику, зрительного восприятия. Поэтому теория и практика зрительного восприятия — тема следующего обзора.

Практикум

Хочу предложить два упражнения из курса «Живые пространства». Они направлены на развитие мышцы пространственного и образного представления. Этот душевно-духовный орган — незаменимый инструмент преобразователей пространства, его стоит упражнять всем, кто желает попробовать свои силы в этой области.

Живые пространства от Юрия Сыркова
Живые пространства от Юрия Сыркова

Упражнение первое

Попробуйте визуально представить четыре комбинации: 

Душе уютно, Духу просторно (уравновешенное хорошо обозримое пространство)

Душе уютно, Духу тесно (будуар с рюшечками)

Душе холодно, Духу просторно (звонкий минимализм)

и Душе, и Духу не по себе (неухоженное пространство)

Упражнение второе, в двух частях

1. Представьте себе два полярных типа интерьера, которым условно можно приписать мужской и женский характер:

а) Холодный минимализм, целостное пространство, простые, хорошо читаемые формы безупречных пропорций, лаконизм деталей, минимум предметов — пространство, в котором душе прохладно, а мышлению стройно и свежо.

б) Мягкое пространство, обилие предметов, уютных уголков, полочек, драпировок, штучек — уютно, но взгляд не может найти успокоения, странствуя от одной детали к другой.

2. Постарайтесь представить:

а) некий промежуточный вариант интерьера, органично сочетающий в себе обе полярности;

б) гипотетический облик владельцев всех трёх пространств, их внутренний мир;

в) чувства и мысли каждого из владельцев в отношении двух других, не принадлежащих ему интерьеров.

Упражнения хорошо выполнить сначала индивидуально, затем в группе.

Целиком статью Юрия читайте во 2-ом номере журнала. Где купить журнал «Экодом». Подписка.

1 КОММЕНТАРИЙ

Добавить комментарий